О электромобилях и зарядках

Заряжайте электромобили только до 80%

Как продлить срок службы аккумулятора? Правильная зарядка, ответы в этом видео
Действительно ли электромобили нужно заряжать только до 80% и вообще откуда берется это правило? Давайте разбираться.

Итак, что за непонятные 80%? Почему просто нельзя всегда заряжаться до 100%?

На самом деле есть две причины, первая связана с произодительностью зарядки: скорость что на быстрых, что на домашних станциях, значительно замедляется после отметки 80%.
А вторая причина связана с долговечностью батареи, она живет и не деградирует намного дольше, если заряжена не полностью.

Давайте теперь поподробнее о скорости заряда. Хороший пример - это Зикр 001 который быстро заряжается от 10% до 80% за какие то нереально быстрые пол часа.
Но знаете сколько времени потом понадобилось для зарядки с 80% до 100%? 40 мин! согласитесь не очень выгодно для владельца электромобиля стоять и ждать так долго, а еще больше невыгодно предпринимателю, который установил эту станцию. Ведь по сути за это время зарядная станция могла бы полностью зарядить еще одну машину.

Почему так происходит? Зарядная сессия не идет линейно, скорость потребления электричества постоянно меняется в процессе зарядки. И на это влияет множество факторов, но основная из них - это показания емкости аккумулятора. Проще говоря чем более полная батарея, тем медленнее она поглощает энергию.

Для объяснения этого физического процесса я придумал максимально понятное объяснение.
Представьте себе что аккумулятор - это пустой автобус или вагон метро. Когда вы заходите в него первым, вы можете просто сесть где угодно, но по мере движения автобуса, когда он останавливается на станциях, в него входят все новые и новые электроны, места сидячих мест уже не остается и новым пассажирам зайти становится сложнее.
Это достаточно глупое сравнение, но оно хорошо показывает те реалии, которые есть сейчас на рынке электромобилей, а точнее их аккумуляторов.


Важно помнить об этом правиле когда вы выезжаете в дальние поездки на своем электромобиле. Когда приходит время заряжаться, логичнее это делать до 80%, и ехать дальше, чем ждать, пока батарея полностью зарядится на каждой зарядной станции. Так вы потратите минимальное количество времени на зарядки. Вот пример, что я имею в виду. Если у вашего например Зикра запас хода 350 км при полной зарядке, это означает, что он может проехать около 300 км при состоянии заряда 80%. Если время зарядки от 0 до 80% составляет 30 минут, вы можете вернуться на дорогу чуть более чем за полчаса. Неплохо. Теперь, если вы хотите зарядить батарею полностью, это может реально занять дополнительные полчаса, чтобы зарядиться с 80 до 100%. За то время, что вы набирали дополнительный запас хода, вы могли бы быть уже на 150-200 км дальше по дороге и вблизи другой зарядной станции. Вот почему остановка зарядки на 80% обычно имеет больший смысл даже на трассе.

Теперь о здоровье и долговечности батареи
Аккумулятор просто не любят быть полностью заряженными. Держать его полным означает, что со временем максимальная емкость, которую он может удерживать, сократиться быстрее, чем если этого не делать.

Даже сами автопроизводители рекомендуют ограничивать, сколько вы заряжаете. Практически в любой инструкции к любому электромобилю говорится: цитата "Компания Зикр рекомендует заряжать до 90% для повседневного вождения и заряжать до 100% при необходимости полной дальности поездки. Зарядка до 90% помогает продлить срок службы вашей батареи".

В руководстве пользователя BMW также дает аналогичный совет для своего электромобиля IX: "Для оптимизации срока службы высоковольтной батареи держите уровень заряда между 10 и 80%, если возможно, установив ограничение зарядки на 80%".
И помимо инструкций, в любой электричке есть меню с настройками зарядки, где можно выставить это ограничение. Так что не думайте о том, чтобы выдергивать кабель в 3 часа ночи, когда ваша Tesla зарядится на 80%.

Конечно, правила предназначены для того, чтобы их нарушали. В любом случае, да, вы абсолютно точно можете зарядить свой электромобиль до 100%, просто для оптимального срока службы батареи в долгосрочной перспективе не высаживать батарею в ноль и не заряжать до 100% - очень хорошая идея.

Про зарядные станции Про электромобили